Опыт будущего

Больше месяца преподаватели российских университетов проводят занятия со
студентами в онлайн-режиме. Специфика удаленной работы потребовала новых форматов
подачи материала и перестройки учебного процесса, что для многих стало настоящим
вызовом. Но есть и те, кто увидел преимущества в переходе на дистанционное обучение и
смог выработать свои методы эффективной работы со студентами онлайн.
Преподаватели Крымского федерального университета смогли найти способы
дистанционного взаимодействия со студентами в тех дисциплинах, где личное общение
незаменимо: медицина, биология, архитектура, математика.
Для заведующего кафедрой патологической анатомии Медицинской академии КФУ
Максима Кривенцова занятия без визуализации невозможны. Спецификой дисциплины
«Патологическая анатомия» является демонстрация реальных процессов, происходящих в
организме. Для этого во время дистанционного обучения Максим Кривенцов использует
соцсеть «ВКонтакте», веб-сайт кафедры, платформу Discord, которая позволяет организовать живое общение, а также активно развивает YouTube-канал «Патология», который
использовали преподаватели и студенты еще до пандемии.
Доцент кафедры прикладной математики Юлия Дюличева уверена, что важно
чередовать форматы подачи материала. По ее мнению, помимо видеоконференций помочь
студентам в освоении учебной программы могут VR и AR технологии. Применяя приложения
дополненной реальности на практике, преподаватель отмечает большую заинтересованность
студентов. Кроме того, такой формат не потеряет своей актуальности и после пандемии.
«Огромное количество инструментов дополненной и виртуальной реальности
используется для анализа воздействия силы, массы, траектории, скорости и иных
характеристик объектов физического мира, что позволяет детально изучать происходящие
процессы и экспериментировать в трехмерном виртуальном пространстве, исключая затраты
на оригинальные испытания», – считает доцент.
Организовать практические занятия в цифровой среде удается и физикам. Профессор и
доцент кафедры физики Новосибирского государственного архитектурно-строительного
университета (Сибстрин) Михаил Соппа и Евгений Матус создали комплекс виртуальных
лабораторных работ. Все опыты максимально приближены к реальности, а списывание и
поиск готовых решений в сети вовсе невозможны. Генератор случайных чисел позволяет
получить исходные данные персонально для каждого студента.
Большой объем практических занятий и лабораторных работ предполагает и
образовательная программа iPhD «Биоматериаловедение» НИТУ «МИСиС», но
руководителю программы Федору Сенатову удалось адаптировать все курсы к онлайн-форме.
Пока нет возможности проводить реальные опыты студенты анализируют весь массив
данных, который был уже получен в лабораториях, пишут научные статьи и обзоры. Лекции
и семинары перенесены в онлайн, при этом в качестве экспертов к дистанционным занятиям
привлекаются ведущие иностранные профессора. Они делятся своим опытом и последними
разработками.
Идея привлечения экспертов и преподавателей других университетов к онлайн-
семинарам нравится и заведующей кафедрой журналистики Пензенского госуниверситета
Реве Екатерине Константиновне. По мнению преподавателя, такой подход вносит
разнообразие в учебный процесс и привлекает студентов. А старший преподаватель
журналистики Сибирского федерального университета Дарья Александровна Устюжанина
вовлекает студентов в образовательный процесс с помощью совместных онлайн-проектов в
формате презентаций, таблиц, майндмеп.
Алексей Федорович Лысенко преподает в Донском государственном техническом
университете методы работы с информацией, CRM-системы, системную инженерию –
дисциплины, которые требуют практики. Несмотря на то, что часть занятий пришлось
перенести, преподаватель отмечает, что в переходе на удаленную работу есть свои плюсы. Во-
первых, повысилась посещаемость. Во-вторых, благодаря общим воркспейсам в социальных
сетях и мессенджерах студенты могут видеть успехи друг друга, что мотивирует и помогает
организоваться. В-третьих, стало понятно, какая часть обучения может остаться в онлайн-
среде и на что делать акцент при очных занятиях.
«Важный вывод, который мы должны сделать, это то, что в реальной работе студентов
важно делать акцент на практику, уменьшив количество лекций, заменив их онлайн-
курсами», - отмечает преподаватель.
О том, что практики, наработанные преподавателями во время пандемии, должны
остаться рабочими и после того, как все участники образовательного процесса вернуться в
стены университета, говорит и Роман Викторович Светлов, профессор, директор института
философии человека РГПУ им. Герцена.
«Как прежде уже не будет. Значительная часть элементов онлайн-образования должны
сохранятся, и вуз, который будет использовать их эффективно, сможет вырваться в лидеры
по интересу к нему со стороны обучающихся».
Большинство преподавателей уверены, никакие технологии не могут заменить живого
общения со студентами, но и в переходе на дистанционное обучение видят свои плюсы –
опыт работы в онлайн-среде с современными форматами подачи материала и более активное
внедрение цифровых технологий в традиционное образование после пандемии, что позволит
университетам готовить специалистов будущего.
Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2573

Блог

Информация

Северская районная территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ включает в себя 65 первичных профсоюзных организаций общей численностью около 2 400 человек.
Приоритетными направлениями в деятельности районной организации являются защита социально-экономических прав работников отрасли образования, забота об их оздоровлении, оказание материальной помощи нуждающимся.
С марта 2012г. районной организацией руководит Олейник Ирина Владимировна.

Кто онлайн?

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Контакты

8(86166)2-56-26

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

353240 КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СТАНИЦА СЕВЕРСКАЯ, УЛИЦА 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ 15 (здание МБОУ О(С)ОШ №55)